В Госдуме родилось предложение ввести бесплатное горячее питание для студентов дневной формы обучения. По мысли авторов законопроекта, молодые люди проводят в высших учебных заведениях почти целый день, и у них может и не быть возможности приготовить себе еду и принести ее.
— Идея с бесплатными обедами для студентов — просто очередная инициатива для привлечения внимания, — поделился своим мнением в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Раз президент сказал в послании Федеральному Собранию о необходимости бесплатного горячего питания для школьников, давайте теперь на каждом шагу предлагать кормить всех.
Но справедливости ради все-таки покопаемся в инициативе. Предлагается предоставлять бесплатное питание для студентов очной формы обучения дневных отделений. Надо полагать, это коснется только тех, кто учится на бюджетных местах? Или контрактников тоже? Контрактник — вовсе не обязательно хорошо обеспеченный человек. Напротив, в сегодняшних вузах зачастую именно выходцы из богатых семей за взятки поступают на бюджетные места, а как раз простые ребята вынуждены платить. Или родители отдуваются, или сам студент где-то подрабатывает. Но нередко бывает и наоборот. Так что кормить только бюджетников — несправедливо. А кормить всех — просто нереально по затратам. Да и никакой необходимости нет. Студенты — не дети, это уже вполне взрослые люди, которые в состоянии самостоятельно найти денег "на прокорм", ничего сверхсложного в этом нет.
Более того, такие предложения только усиливают инфантилизацию студенчества, придают им дурацкий статус каких-то великовозрастных беспомощных детей, нуждающихся в постоянной заботе государства. А в студентах, напротив, надо стимулировать самостоятельность, самодостаточность и предприимчивость, а не иждивенчество и тупое "сиротство".
— А как по-другому улучшить жизнь студентов?
— Вместо бесполезных пиар-грез о "халявном хавчике" нужно заниматься другими вопросами студенческой жизни. Во-первых, это проблема стипендий. Нынешние грошовые стипендии иначе как символическими подачками "на пиво" не назовешь. Получается, что государство тратит немалые в принципе деньги на всех студентов, но в индивидуальном масштабе — это бесполезные гроши. Пустое распыление бюджетных средств, которое только злит молодежь. Нужна пропорциональная система стипендий, когда объем выплачиваемых средств соответствует уровню успеваемости студента. И тогда каждому будет по плодам его.
Те, кто просто числится в вузе, халявщики и лентяи пусть ищут себе подработки или проматывают родительские деньги. А целеустремленные, талантливые и трудолюбивые парни и девушки будут получать достойные деньги, на которые можно хорошо жить и спокойно учиться, не вкалывая по вечерам на дурацких грошовых работах. Такой порядок будет справедливым и эффективным.
Далее, следует уделить особое внимание специализации студентов. Сегодня подавляющая часть ходит в вузы просто ради корочки, потому что так принято — иметь диплом. Это тоже пустая трата бюджетных средств и времени.
Студентов необходимо ориентировать на овладение той профессией, которой они намерены всерьез заниматься по окончанию вуза. Неважно, что это: наука, государственная служба, бизнес или что-то еще. А "коллекционеров дипломов" пора выгнать из системы высшего образования. Качество знаний должно превалировать над количеством обучаемых, особенно на бюджетных местах.
Разумеется, решение этой проблемы должно идти параллельно созданию новых рабочих мест с достойно оплатой, изменением в целом всей зарплатной политики. Хорошо работающий человек не должен быть бедным, из этого необходимо исходить.
И третий важный момент — развитие студенческого самоуправления. Сейчас эта сфера существует лишь в декоративной форме, там окопались "хомячки" из партии власти и привластных так называемых молодежных структур. Они приучают молодежь к имитации работы, коррупции и лизоблюдству. А нужны независимые студенческие профсоюзы, советы, комитеты, которые бы защищали свои интересы на социально-экономическом и общественно-политическом уровне.
Сегодняшнее образование — и школьное, и высшее — в целом ориентировано на формирование человека-овоща, тотально зависимого и бесправного, неинициативного, из которого чиновники будут всю его жизнь вытягивать деньги под различными предлогами. Это подготовка молодежи к многолетнему рабскому труду, насильственное торможение всех живых импульсов, лишение свободы воли и личного выбора.
А надо вернуть образованию его изначальную функцию: подготовку человека к активной, полноценной и результативной жизни, когда гражданин приносит пользу и себе, и своим близким, и обществу. Учеба и работа должны быть в радость!