Председатель регионального отделения партии "РОДИНА" в Тамбовской области Максим Косенков в интервью газете "Житье-Бытье" рассказал о судебных разбирательствах, касающихся результатов прошедших выборов, отношении к отставке бывшего градоначальника и своем возможном участии в выборах
По итогам сентябрьских выборов в Тамбовскую областную Думу региональное отделение "РОДИНА" продемонстрировало сенсационный результат. Тамбовская "РОДИНА" - единственное в стране региональное отделение, которое преодолело необходимый 5-процентный барьер для прохождения в законодательное собрание. При этом по официальным данным партия получила около 25% избирателей по Тамбову и 8,82 % в целом по области, заняв третье место среди всех партий, прошедших в областную Думу. В итоге у партии один мандат в региональном парламенте.
Позже стало известно, что региональное отделение партии оспаривает результаты голосования. "РОДИНА" направила в суды иски с требованием о повторном подсчете голосов тамбовчан на многих избирательных участках. Об этом региональному редактору "Житья-Бытья" рассказал председатель регионального отделения Максим Косенков.
- Максим Юрьевич, чем вызвано обращение "РОДИНЫ" в суды?
- Несколькими причинами. Первая: я и кандидаты, которые выдвигались от партии "РОДИНА", обязаны с уважением отнестись к поддержке большого числа тамбовчан, отдавших за нас свои голоса. Всем жителям области, которые проголосовали за партию "РОДИНА" на прошедших в сентябре выборах, я хочу сказать большое спасибо за эту поддержку и доверие.
Вторая причина: подача исков в суд имеет большое профилактическое и воспитательное воздействие. Нам известно достаточно фактов, когда члены участковых избирательных комиссий сознательно шли на фальсификации, а любая безнаказанность усугубляет положение и позволяет вновь и вновь идти на избирательное жульничество. Поэтому вне зависимости от результата судебных разбирательств я вижу возможность предупредить стремление приукрасить результаты выборов в будущем. К слову, давление, которое оказывают сегодня в некоторых сельских районах на наших свидетелей, в прошлом наблюдателей, с целью поменять показания в суде, лишь подтверждает выводы о нечистоте прошедшей кампании.
- Как давно "РОДИНА" обратилась в суды? Сколько исков вы подали, и в чем их суть?
- После 18 сентября для нас избирательная кампания не закончилась. Административные исковые заявления мы направили в положенный 10-дневный срок после дня голосования. Буквально на прошлой неделе суды приступили к рассмотрению исков по существу. В районные суды Тамбовской области поступили заявления о допущенных нарушениях при подведении итогов голосования более чем 350 избирательными комиссиями, что составляет треть от общего количества избирательных участков в области.
- Какие нарушения вы обнаружили?
- Характер нарушений при подведении итогов голосования различен. Главное – это игнорирование требований закона, в которых строго определен порядок подведения итогов голосования. Я бы выделил следующие: отметки, которые избиратели поставили в бюллетенях, членами избирательных комиссий не оглашались; бюллетени считали, загибая уголки, скрывая истинное содержание, что приводило к следующему: голоса, отданные за "РОДИНУ", оказывались в пачке другой известной партии. Многим наблюдателям препятствовали визуально наблюдать за подсчетом голосов. Кроме того, наши бюллетени портили. А где-то сознательно занижали цифру, думая, что никто никогда не вернется к теме пересчета, а бюллетени опечатаны наглухо без возможности их вскрытия. От некоторых членов комиссий я знаю, что дело доходило до того, что в пачке партии "РОДИНА" было, к примеру, 250 бюллетеней, а вслух называлось 120, то есть занижали в два раза.
- Что служит доказательствами нарушений?
- У нас достаточно доказательств: пояснения наблюдателей, присутствовавших на выборах, видеосъемка с участков. Есть факты, когда количество голосов избирателей в документах с участков и официально опубликованных позднее различается. Все это мы представляем в суды и намерены при необходимости последовательно пройти все инстанции.
- Как продвигается начавшееся рассмотрение исков?
- Могу отметить, что судьи и прокуроры в Тамбовской области практически не сталкивались с рассмотрением подобных дел, - для них это ново. Но закон есть закон, и он должен всеми исполняться. Если наши доводы проигнорируют и не примут во внимание, то мы будем их поддерживать уже в областном суде. Если потребуется – дойдем до Верховного. Например, я сам участвовал в судебных заседаниях в Советском районном суде. Так там судья отказал в приобщении видеозаписи с участка, хотя это едва не основное доказательство. При этом его коллеги из других судов области приобщают и исследуют такие записи, строго придерживаясь норм Кодекса административного судопроизводства.
- Кто вам оппонирует в судах?
- Я сожалею, что избирательная комиссия Тамбовской области и ее представители в суде огульно отрицают факты нарушений, даже при наличии, на мой взгляд, бесспорных доказательств. Мало того, некоторые члены облизбиркома приняли на себя функции представителей ответчика – участковых комиссий, оттеснив их председателей, к которым и обращены наши требования. Возникает ощущение, что бьются за чужие ошибки, как за свои. А может, они и есть свои?! При этом в судах представительствует член облизбиркома, который в августе хотел нас снять с выборов, поддержав иск КПРФ, но тогда областной суд в этом отказал.
- Какую позицию по этому поводу занимает Центральная избирательная комиссия России?
- ЦИК России однозначно выступил в поддержку обращений в суды там, где нарушения при подсчете голосов зафиксированы на видеозаписях и подтверждаются другими доказательствами. Позиция ЦИК официально опубликована на днях по итогам рассмотрения аналогичных нарушений в Санкт-Петербурге. Возможно, Тамбовский облизбирком придерживается иной точки зрения вопреки мнению вышестоящей комиссии.
- Вы требуете только пересчета голосов избирателей?
- Некоторые видеоматериалы мы направили в Следственный Комитет для проверки и - при наличии оснований - для возбуждения уголовных дел по фактам вброса бюллетеней членами участковых комиссий. В Уварово члены одной комиссии устроили целое шоу с переодеванием. В ответе на жалобу объяснили: так они помогали протолкнуть "зависшие" бюллетени, хотя ящик для голосования не был заполнен и наполовину. В Бондарях избиратель на просьбу кинуть бюллетени за других людей прямо сказал члену комиссии: "Вы меня посадить хотите".
- Можно ли говорить о том, что у многих членов участковых избирательных комиссий возникнут неприятности?
- Я в меньшей степени хочу кому-либо неприятностей, но при этом считаю: раз люди сознательно шли на фальсификации, то должны понимать и возможные последствия. Пусть наши действия по обращению в суды отчасти воспринимают как способ защиты их самих от давления на участковые комиссии в будущем со стороны любителей рисовать результаты.
- Как бывшего главу администрации Тамбова не можем не спросить ваше мнение о досрочной отставке главы Тамбова. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Эта отставка была ожидаема. Юрий Рогачев работал в мэрии Тамбова до того, как я ее возглавил, а потом около двух лет был моим заместителем. В 2007 году я решил, что не смогу с ним больше работать и предложил уйти. Причины были разные, но одна из них весьма схожа с нынешней. Глава Тамбова с почти 300-тысячным населением не может и не должен быть декоративной фигурой, он должен принимать решения и отвечать за них. Как я понимаю, эту декоративную роль, к сожалению, и определили Рогачеву, и она тех, кто его ставил на должность, устраивала.
Тамбовчанам нужна городская власть, которая их не обманывает, решает сложные вопросы, занимается конкретными делами, а не демагогией. Лично я считаю, что градоначальника следует избирать всем населением на всеобщих выборах: тогда будет иная ответственность и другое восприятие действительности.