В последнее время наиболее сильное сращивание терроризма и наркотиков происходит на двух направлениях:
Ближневосточное.
Эпицентром терроризма на сегодняшний день являются Сирия и Ирак. Как известно, любая партизанская (повстанческая) организация, в том числе, такие как Исламское Государство (ИГ) и ей подобные стремится к самофинансированию, чтобы не зависеть от внешних спонсоров. До последнего времени основными источниками финансирования Исламского Государства являлись: нефтяные поставки (при уровне ежедневной добычи 80-100 тыс. баррелей), что являлось, по большому счету, не очень крупным объемом. Для сравнения - все страны ОПЕК добывают в день более 30 млн. баррелей. Однако, в последнее время в связи с успехами коалиции, направленной против Исламского Государства, особенно - успехом проиранской шиитской милиции, ИГ потеряло ряд месторождений на севере Ирака. Наиболее важным источником финансирования для ИГ, однако, явилась продажа артефактов. В то же время в последнее время количество проданных артефактов резко уменьшается по целому ряду причин. Также растрачена значительная часть финансовых ресурсов, доставшихся Исламскому Государству в банках и других учреждениях Северного Ирака.
На этом фоне приобретает особое значение наркотрафик. Как известно, в долине Бекаа произрастает большое количество опиума. В этом плане Ливан занимает одно из ведущих мест в мире по производству опиума и героина. Путь транспортировки наркотиков идет по схеме: Ливан (долина Бекаа) – Сирия (где наряду с ИГ и другие радикальные террористические группировками ведут боевые действия против войск правительства Сирии) – Турция, или через Северный Ирак снова в Турцию. Таким образом, наркотрафик становится одним из важнейших источников финансирования террористических группировок на Ближнем Востоке.
Афганистан – Центральная Азия.
Наибольшую опасность для нашей национальной безопасности на территории Афганистана представляют террористические группировки, нацеленные на действия в Центральной Азии, такие как Исламское Движение Узбекистана (ИДУ), Союз Исламского Джихада (СИД), Исламское Движение Туркестана и другие.
Численность всех этих группировок не превышает 2,5 тысяч человек (весьма сомнительно, что их 5000 человек). Основным источником финансирования их является контроль основных путей наркотрафика, идущих вдоль афгано-таджикской границы, особенно на ее Памирском участке, а также выполнение отдельных поручений, как-то: захват и нанесение урона аэропорту города Карачи, Пакистан. Находясь под контролем разведслужб США и Турции, вышеуказанные движения будут увеличивать объем наркопотока, идущего через них, чтобы добиться относительной независимости.
Необходимо признать, что данные террористические группировки могут выступить в роли запала для подрыва основной мины, заложенной в Ферганской долине, как в Узбекской, так и в Таджикской, особенно – в Киргизской, где присутствуют многочисленные организации экстремистского характера, играющие роль некого "бульона", в котором варятся основные террористические элементы.
Необходимо также учитывать, что практически все организации, действующие в Центральной Азии и на севере Афганистана, присутствуют на территории Российской Федерации. Это Исламское Движение Узбекистана (ИДУ), Союз Исламского Джихада (СИД), Исламское Движение Туркестана, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Джамаат Таблиг, Салафия и другие.
Семён Багдасаров, депутат Госдумы V созыва, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии